Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
Краткая аннотация работы (не более 1 000 печатных знаков)
Работа посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, на основе культурологического подхода. Проанализированы характерные особенности педагогической деятельности в области формирования культурной компоненты образовательной бытийности. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования механизма трудового обучения и воспитания обучающейся молодежи в условиях модернизации образования. Общение с детьми, ежедневное соприкосновение с их миропониманием и мировосприятием, сопричастность к формированию их интеллектуального потенциала вызывает определенную тревогу за их будущее. Создав для них цифровую планету, отдав их во власть технологизированного пространства, мы пассивно способствуем технизацизации самой сущности детей. Редкий живой диалог с обучающимися состоит из бессвязных слов «Инет», «Instagram», «Telegram», «WhatsApp», «Twitter», «лайкнуть», «хайпануть», «лол» и т.д. Будучи на уроках дети далеки от реального мира, их интересует мир онлайн. Они давно не просятся на экскурсии, на совместный отдых на природе, у них нет желания вживую общаться со сверстниками. Родители жалуются, что дома дети безучастны, дистанцировались от домашних дел, физический труд их не привлекает, в отдельных случаях вызывает агрессию. Все свободное от школы время они проводят «в плену» у гаджетов. Как утверждает руководитель Агентства Передовых Информационных Технологий Владимир Коровин: «За последние 20 лет в России уже родилось и выросло целое мобильно-компьютерное поколение, которое уже не может представлять себе жизнь без разнообразных гаджетов. Лишение средства связи будет означать у таких людей наркоманскую ломку вплоть до летального исхода» [1]. Данная проблема обозначилась не сегодня, широкий резонанс она получила несколько лет назад, когда поколение «отцов» ощутила угрозу со стороны техницизма, все более укореняющегося в умах и душах поколения «детей». Для автора статьи эта проблема обнажилась вследствие следующих факторов. В недавнем прошлом была построена новая школа, отвечающая всем характеристикам современной инфраструктуры. Огромная территория, просторные учебные кабинеты, широкие коридоры, лаборатории и т.д. – учи, работай, твори, созидай. Всё бы замечательно, если не одно но… Охваченные всеобщей радостью от созданных условий мы (администрация и педколлектив) не сразу поняли всю катастрофичность ситуации. У нас было всё: условия, ресурсы, время – кроме одного, самого главного – детей, а конкретнее, их внутреннего мира, души, духа!!! Душевная опустошенность читалась в глазах, прослеживалась в действиях детей. Цифровая революция вытиснула в фоновый режим все экзистенциальные составляющие системы образования… Одномоментно пришло осознание того, что это новое образовательное пространство (новая школа МБОУ «СОШ с.Садовое»), пока еще, лишенное отрицательной энергетики, негатива, психоэмоциональной нагрузки должно быть использовано для смещения смысловых акцентов в духовную сферу, которая и является экзистенциональной платформой системы образования. Был разработан план действий, который, в настоящее время, поэтапно реализуется. Первый этап включал в себя сбор информации, опрос, анкетирование – для полноты информации, ясности в вопросах, которые предстояло решить. Эмпирическая работа со всеми субъектами образовательного процесса оголила не одну очерчиваемую проблему (цифровое поколение без духовной и душевной составляющей) опустошены и потеряны, оказались все участники образовательной среды. 1. Педагоги: люди, пережившие политическое напряжение 90-х в стране, плюс две военные компании в республике, социокультурные трансформации, смену образовательной парадигмы, утрату фундаментальных для их поколения ценностей. 2. Родители: свидетели аналогичной политической и социокультурной обстановки в стране и республике. Плюс убежденные в том, что должны компенсировать своим потомкам испытанные неудобства, дистанцируя их от всякого вида труда: физического, интеллектуального, душевного. И, воспитанием поколения занялись экраны телефонов, компьютеров, планшетов, телевизоров. 3. Дети: растут, развиваются, впитывают противоречивость времени, растерянность старшего поколения, общее состояние опустошенности, духовно-нравственную нищету и отдаются во власть Цифре. Особую тревогу в этой триаде вызывают учителя, которые потеряли смысл, содержание, идейную наполненность системы образования. Они как слепые исполнители продолжают наполнять цифровое пространство статистическими данными: результаты ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, отчеты, сведения, информация, федеральный мониторинг, региональный мониторинг, муниципальный мониторинг… Цифры… Цифры… Цифры… Когда размытые границы нашей проблемы были очерчены, предстояло решить в каком направлении нам двигаться и из чего мы должны исходить. Естественно, приоритетной точкой опоры для нас является государственная образовательная политика, в которой за последние 2-3 года наметились позитивные тенденции развития. И, в первую очередь, автор статьи связывает их с назначением на должность министра образования (просвещения) О.Ю. Васильеву, которая смысловую наполненность образования, связывает, прежде всего, с фундаментальными ценностями. Далее, ряд нормативно-правовых документов, расширяющих духовно-нравственную компоненту и подчеркивающих духовно-нравственную ориентированность сферы образования. Важным моментом является акцент на религиозно-теологическом образовании обучающихся (к примеру, предмет ОРКСЭ в школах, научная специальность «Теология» в ВУЗах). Образовательная политика федерального уровня активно поддерживается на региональном уровне. Лейтмотивом выступлений Главы ЧР Героя России Р.А. Кадырова является акцент на духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Особую нишу всех докладов министра образования ЧР И.Б. Байханова занимает такоё ёмкое понятие как «культура». И, в сумме всё это задаёт особый вектор, для развития образовательной траектории школы, повышающий духовно-нравственную культура всех участников образовательных отношений и реализуется в таких направлениях как: урочная и внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, достижение синергии в триаде учитель-ученик-родитель, приобщение к культурным и религиозным корням всего человечества. В урочной деятельности, традиционные дидактические принципы коррелируются с принципами культуросообразности. Внеурочная работа базируется на фундаментальных ценностях, которые находят отражения во всех проводимых воспитательных мероприятиях, в деятельности кружков, клубов и секций. Внешкольная деятельность способствует вхождению подрастающего поколения в социокультурное пространство, овладению социально и культурно значимого опыта. Активизировано посещение выставок, музеев, театров. Системно проводятся встречи с представителями духовенства, деятелями культуры и людьми разных профессий. Объединение школы с родительской общественностью, положительная среда общения, совместное проведение мероприятий дает синергетический эффект. Во всех перечисленных видах усилена культурная компонента, акцентировано внимание на трудолюбии как приоритетном качестве воспитания. К трудовому воспитанию, как к основе образовательного процесса склонялись выдающиеся отечественные педагоги. Важнейшим фактором воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко является труд. В своих «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Он считал, что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния. А.С. Макаренко отмечал, что «различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течении его жизни, и в особенности в молодости». Справедливо замечено педагогом то, что «неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества - зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека. Это духовное развитие и должно составить главную особенность человека» [2]. Вторым этапом в наполнении образовательной бытийности культурным содержанием, является разработка и внедрение в образовательный процесс цикла лекций по истории российской и европейской культуры. Введение обучающихся в мир визуальное обогащение интерьера школы. Учёт современных тенденций дизайна, в оформлении школьного пространства, способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению мотивации, качества обучения, улучшению психоэмоционального состояния участников образовательных отношений. Для рациональной функциональной и эстетической организации интерьерной среды школы. |